Волгоградский пр-т, 4А, 1 под., 2 эт. (3 мин. от метро)
ул. Руставели, 14 стр.9 (3 мин. от метро)
Заказать звонок Получить консультацию
Бесплатный номер: 8 800 350 08 65
+7 (495) 255-51-78
Протезирование

Могут ли из-за коронавируса болеть зубы?

боль в зубах при коронавирусе

В борьбе с коронавирусом организм теряет защитные силы, что ведет к обострению имеющихся хронических заболеваний. Патологические процессы в зубах или околозубных тканях – не исключение. То, что при коронавирусе болят зубы, может обостряться пародонтоз, проявят себя прикорневые кисты и гранулемы, является следствием снижения иммунитета.

Президент Angiogenesis Foundation, Кембридж, Массачусетс (организация, изучающая ангиогенез) в своем интервью отметил, что SARS-CoV-2 связывается с рецептором белка АСЕ2, что делает его еще более заразным. Он поражает не только легочную ткань, но и нервные волокна, эндотелий из-за чего страдают кровеносные сосуды десен. Об этом же говорят исследователи из Университета Макгила (Канада). [1]

Российские медики подтвердили, что Сovid-19 приводит к осложнению болезней пародонта, даже становится причиной выпадения зубов. Столкнуться с такой проблемой пациент может как в ходе болезни, так и после выздоровления. [2] Также острая зубная боль при коронавирусе может никак не быть с ним связана, а возникла вследствие кариеса и его осложнений. Причину боли установит стоматолог после осмотра и диагностики.

Как коронавирус влияет на здоровье ротовой полости

Ученые и стоматологи всего мира пришли к заключению, что коронавирус влияет на зубы так же разрушительно, как на кровеносную систему. Нарушение кровообращения ведет к тому, что челюстные структуры не дополучают питательных веществ – дентальные ткани начинают разрушаться, десны воспаляются, кровоточат. [3] Не надо забывать и о том, что при лечении Сovid-19 назначают масштабную антибиотикотерапию, различные противовирусные препараты. Это объясняет, почему болят зубы после ковида. Прием антибиотиков может спровоцировать кандидоз (грибковое поражение) ротовой полости. Это еще больше ухудшит состояние пародонтальных тканей (особенно если у пациента уже имеется пародонтоз), что чревато расшатыванием и выпадением зубных единиц.

Еще одна причина того, что после коронавируса заболели зубы – невозможность провести качественную гигиену рта, если пациент находился на ИВЛ. Это ведет к скоплению огромного количества бактерий, токсинов на поверхности эмали, десен. Продукты жизнедеятельности патогенных микроорганизмов запускают воспалительный процесс, формируются пародонтальные карманы, болят десна, зубы становятся подвижными, разрушается костная ткань.

Болят ли зубы при коронавирусе

Проблемы с зубами не исчезают лишь потому, что в мире свирепствует Сovid-19. Зубная боль может затронуть как 1 единицу, так и всю челюсть. Боль может иррадиировать в висок, ухо, глазницу, спровоцировать мигрень. При этом, катализатором подобных ощущений не обязательно является коронавирус.

Однако исключить SARS-CoV-2 как причину зубной боли нельзя. Воротами для коронавируса служат слизистые рта, носоглотки, глаз, дыхательных путей. Вирус атакует клетки слизистой, нарушает микроциркуляцию в кровеносных и лимфатических сосудах, а при наличии воспаления сразу проникает в кровь. Это вызывает в организме активный иммунный ответ, чем объясняется высокий процент осложнений ковида у пациентов с заболеваниями пародонта. [4]

Что делать если болят зубы при коронавирусе

При возникновении стоматологических проблем, их нужно решать сразу не дожидаясь пока изменятся внешние обстоятельства. Если при ковиде сильно болит зуб, разрушилась его коронковая часть, нужно идти к стоматологу. В период пандемии клиника задействует все необходимые меры защиты пациента и врачей от передачи инфекции:

• ежедневная проверка на симптомы ОРВИ;
  • каждые 10 дней тестирование на коронавирусную инфекцию;
  • обязательное ношение защитных масок, перчаток, очков;
  • регулярная дезинфекция помещений, поверхностей, дверных ручек;
  • использование бактерицидных ламп в кабинетах, зонах ожидания.
Ношение масок для всех пациентов обязательно (Указ мэра Москвы №92-УМ от 25.09.2020). Если пациент отказывается носить маску или измерить температуру, прием будет отменен.

Что можно сделать самостоятельно

Временно устранить болевой синдром поможет анальгетик - Ибупрофен, Дексалгин, Ибупром, Имет, Кетанов, Нурофен, Ортофен и т.д. Принимают таблетки строго по инструкции. Уменьшить воспаление поможет полоскание травяными отварами (шалфей, ромашка, кора дуба, корень аира, календула), содовым раствором (1 ч. л соды на стакан теплой воды) каждые 2-3 часа.

средства от боли после лечения кариеса

Предотвратить боль в зубах после коронавируса поможет регулярная качественная гигиена рта, своевременное лечение стоматологических заболеваний. Быстрее восстановиться после болезни, укрепить иммунитет помогут:

• витамины-антиоксиданты группы А, В, С, Е;
  • витамин D;
  • продукты богатые белком, клетчаткой;
  • отвары, настои шиповника, эхинацеи, корня женьшеня и других лекарственных трав, богатых витаминами, минералами.

Не надо забывать о физических нагрузках, оздоровительной ходьбе. Если после коронавируса болят зубы далеко не всегда, то одышка возникает довольно часто. В этом случае пациенту рекомендуется следить за техникой дыхания, чаще гулять на свежем воздухе, выполнять укрепляющие упражнения, постепенно увеличивая нагрузку на дыхательную систему.

Про вакцинацию от коронавируса и лечение зубов вы можете прочитать в нашей статье, а также посмотреть видео-интервью с нашим врачом Нестеренко Алексеем Павловичем:

Источники:

[1] https://lenta.ru/news/2020/11/26/teeth/

[2] https://www.gazeta.ru/social/2020/11/27/13377163.shtml?updated

[3] https://rg.ru/2021/02/11/covid-19-mozhet-porazhat-zuby-i-desny.html

[4] https://iz.ru/1158175/mariia-nediuk/krasnaia-desna-parodontit-sviazan-s-vysokim-riskom-smerti-ot-covid-19

Эксперт статьи Нестеренко
Алексей Павлович
Хирург-имплантолог
Стаж более10 лет

Амиров Рамиль Шавкатович

хирург-имплантолог

Кустов Никита Игоревич

стоматолог-ортопед

Примеры лечения до и после
  • Подготовка 36, 37 зубов под керамические вкладки
  • Имплантация жевательных зубов на мульти-юнита
  • Однофазная имплантация за 3 дня с применением имплантатов ROOTT
  • Установка одноэтапных имплантатов с винтовой фиксацией за 3 дня
  • Лечение кариеса и реставрация зуба
  • Установка одного классического имплантанта
  • Одноэтапная имплантация с моментальной нагрузкой
  • Восстановление верхней челюсти за 4 дня
  • Восстановление жевательной функции с помощью однофазной имплантации
  • Установка цельнокерамической коронки

Принимаем к оплате
все виды карт
VISA MasterCard МИР
Почему нам стоит доверять?
Удаленная
консультация для пациентов со всего мира
консультация нескольких врачей