Боль в зубах

Зубная боль – одно из наиболее сильных дискомфортных состояний, терпеть которое может не каждый и, как правило, не долго. Боль в зубе заставляет даже самого ярого «противника» стоматологов отправиться в больницу, даже если какое-то время человек пытается справляться с ситуацией обычными обезболивающими или народными средствами. Действительно, устранить боль полностью можно только посредством устранения ее причины, а вылечить зуб в домашних условиях невозможно.

Почему болит зуб?

Наиболее частые причины зубной боли – это кариес, пульпит или периодонтит. Также болевой синдром может быть вызван выросшей в тканях, окружающих корень, кистой. В каждом из обозначенных клинических случаев важно как можно скорее получить профессиональную помощь врача, так как боль – это не единственная неприятность, развивающаяся патология может нанести организму существенный вред.

Болит зуб от кариеса

Кариозные очаги, как правило, образуются в фиссурах – естественных углублениях на поверхности зуба, а также в других местах, где может скапливаться зубной налет. Бактерии в нем воздействуют на твердую ткань – эмаль, дентин, постепенно размягчая ее и разрушая. Так образуются полости, которые постепенно увеличиваются.

• Поверхностный кариес

На этом этапе боли практически нет. Возможен кратковременный дискомфорт в момент воздействия на проблемный зуб химических или температурных раздражителей, это объясняется тем, что разрушенная локально эмаль не защищает зуб.

• Средний кариес

Пациент может узнать о наличии дыр по застревающим в них остаткам пищи. Реакция на кислое, сладкое, холодное и горячее усиливается, но является все также кратковременной.

• Глубокий кариес

Боль ощущается от контакта зуба с пищей, водой, зубной щеткой и т.д. и продолжается довольно долго. Иногда она не утихает вплоть до принятия обезболивающего, даже если раздражитель «устранен». От глубокого кариеса – когда поражены твердые ткани зуба – до пульпита остается совсем немного времени. Кариес разрушит дентин полностью и тогда в патологический процесс будет вовлечена пульпа.

Болит зуб из-за пульпита

Когда кариес «стер» перегородку между нервными волокнами и внешним миром, пациенты испытывают сильную боль от любого воздействия на зуб и даже без него. Не есть, не пить воду и практически не дышать – даже это не поможет! На начальной стадии пульпит лечится довольно просто: необходимо очистить от патологических тканей кариозную полость и поставить пломбу, возобновив «барьер». Пульпа будет защищена, а зубу возвращается его анатомическая форма и функциональность. Если же пульпит не вылечить на начальной стадии, он может перерасти в одну из более серьезных форм:

• Гнойный пульпит

Боль в этом случае является резкой, нестерпимой, наиболее сильно проявляется ночью, может иррадиировать, не давая понять, какой именно зуб болит.Цена попустительства и не обращения к специалисту – некроз пульпы.

• Хронический пульпит

В данном проявлении болезни боль может снизить интенсивность, и возникать периодически. Пульпа, вовлеченная в патологический процесс на протяжении длительного времени, изменяет свою структуру и функциональность. Изменения могут носить пролиферативный, фиброзный или гангренозный характер.

Лечение пульпита зависит от его формы. Избавиться от боли и патологического процесса помогают терапевтические методы, лечение каналов, после чего целостность зуба восстанавливается пломбировкой. При гнойном или хроническом пульпите требуется витальная или девитальнаяэкстирпации пульпы зуба. Несмотря на то, что хронический пульпит может не сопровождаться постоянной болью, он опасен и требует врачебного вмешательства, ведь патологический процесс продолжает опускаться вниз, и следующим его проявлением является периодонтит.

Болит зуб при периодонтите

При периодонтите воспалительный процесс охватывает ткани, окружающие корень зуба – периодонт, вплоть до альвеолярного отростка. Боль в этом случае может носить различный характер –возникающая во время жевания, четко локализованная и пульсирующая, разлитая по челюсти, переходящая в головную и лицевую боль, сопровождающаяся общей слабостью. Также периодонтит нередко сопровождается увеличением шейных лимфоузлов, повышением температуры, теперь уже не только окружающие, но и сам пациент замечает неприятный запах – из каналов выделяется гной. Общее состояние, равно как и качество жизни – значительно ухудшается.

Что делать если болит зуб?

Независимо от того, каким заболеванием спровоцирована зубная боль, решить проблему важно как можно скорее и профессиональнее – а именно, посредством обращения к врачам. Прием обезболивающих или противовоспалительных препаратов не избавит от болезни, а значит, она будет развиваться и усугубляться.

Основными профилактическими мерами против зубной боли и стоматологических заболеваний является качественная гигиена ротовой полости, а также регулярные профилактические посещения стоматолога.