Периодонтит

Периодонтит – воспаление периапикальных (окружающих корень) тканей зуба – является достаточно «популярным» стоматологическим заболеванием. По частоте возникновения его опережают только кариес и пульпит.

Симптоматика данного стоматологического заболевания в динамике выглядит так:

• Появление ноющей боли, ассоциирующейся с конкретным зубом;
  • Появление запаха изо рта;
  • Острые приступы боли, становящиеся все более выраженными при касании зуба;
  • Отек десны вокруг пораженного периодонта;
  • Усложнение жевательной функции – больному сложно принимать не только жесткую пищу, но даже пить;
  • Образование свища, сквозь который гной выходит в ротовую полость.

Многие пациенты игнорируют первоначальные симптомы заболевания и занимаются самолечением. Но самостоятельное лечение периодонтита является крайне неправильным: обезболивание медикаментами, прогревания и полоскания травами приведут лишь к тому, что симптоматическая картина будет смазана.

Запущенное заболевание является крайне опасным: гной, скапливающийся в мешочке у верхушки корня, может не найти себе выхода наружу, и инфекция начнет распространяться на другие органы по мышечной ткани.

Причины

Причины данного заболевания можно разделить на три этимологические группы: травматические, инфекционные и аллергические. Основные факторы, способствующие возникновению периодонтита, выглядят следующим образом:

• Острое или хроническое воспаление пульпы зуба;
  • Остаточный корневой пульпит;
  • Поражение пульпы гангренозного типа;
  • Повреждение периодонта вследствие проталкивания пломбировочного материала при пломбировке;
  • Повреждение периодонта вследствие обработки зубных каналов;
  • Распространение инфекции из пораженных каналов в периодонт;
  • Попадание инфекции в периодонт по кровеносным и лимфатическим путям;
  • Механическое повреждение зуба вследствие челюстно-лицевой травмы;
  • Аллергия тканей периодонта на медикаменты или токсины, возникающие в очагах воспаления ротовой полости;
  • Нарушение прикуса.

Виды периодонтита

Рассчитывать на быстрое избавление от воспаления тканей, окружающих зуб, можно лишь в случае правильного диагностирования, а именно – определения типа периодонтита.

Укрупненная классификация выглядит следующим образом: периодонтиты бывают острыми и хроническими.

Острая форма в свою очередь подразделяется на 2 типа:

• Серозная – воспаление тканей, окружающих корень, характеризуется ноющей болью конкретно в больном зубе. В некоторых случаях пациенты отмечают ощущение того, что зуб вытянулся и стал длиннее. Объясняется это следующим образом – отек слегка «выдвигает» проблемный зуб вверх, поэтому смыкании челюстей он первым касается своего антагониста. Если не начать лечение периодонтита в этот момент серозная стадия через 2-3 дня перейдет в гнойную.
  • Гнойная – более ярко-выраженная боль, которая обостряется от малейшего касания к зубу. Для этой формы характерно наличие свищей, а также припухлость десны и щеки.

Как правило, рентгеновские снимки малоинформативны для острой формы: абсцессивный процесс еще не успевает разрушить периодонт до такой степени, чтобы разрушения стали видны.

Хронические периодонтиты плохо диагностируются на ранней стадии. Их симптоматика зависит от фазы: при обострении появляется ноющая боль при касании зуба и даже его подвижность. Однако в период рецессии из признаков периодонтита остается лишь неприятный запах изо рта.

Довольно часто встречающимся типом хронического периодонтита является его гранулематозная форма. У верхушки корня зуба образуется гнойный мешок, который классифицируется в зависимости от размера:

• до 0,5 см – гранулема;
  • от 0,5 см до 1 см – кистогранулема;
  • от 1 см – киста.

Вырастая из гранулемы в кисту, гнойный мешок может достигать 4-5 см. Такая киста является исключительно опасной.

Обострения хронического периодонта, как правило, вызываются сильным переохлаждением или вирусными респираторными заболеваниями.

Лечение периодонтита

Одним посещением стоматолога для полного излечения от периодонтита не обойтись. На первом приеме необходимо сделать рентгеновский снимок, определить форму и стадию заболевания. Основной целью врача стоматолога должно быть сохранения зуба и устранение болезненности.

Консервативное эндодонтическое лечение состоит из следующих этапов:

• подготовительный – расширение, удаление инфицированных тканей;
  • антисептический – обработка медикаментозными препаратами;
  • пломбирование.

Медицинская статистика говорит о том, что консервативный подход к лечению периодонтита является эффективным в 85% случаях. В оставшихся 15% - речь идет о хирургическом вмешательстве – иссечении верхушки корня или удалении всего зуба.

На вопросы пациентов отвечают:

Шийка О.Г. Шийка О.Г.

стоматолог-терапевт

Вопросы пациентов

Василий, 64 года
Пенсионер
Мне диагностировали маргинальный хронический периодонтит. Правда ли что он возникает из-за зубных камней?
Глубокие пародонтальные карманы, образующиеся между корнем и костной тканью, наполняются остатками пищи и налетом. Впоследствии отложения минерализуются и отвердевают, а инфекция проникает вглубь, поражая ткани периодонта. Данная форма периодонтита называется маргинальной.
Сергей, 54 года
Водитель
На нижней четверке у меня закреплен мост. Недавно зуб начал болеть, стоматолог к которому я обратился, сказал, что нужно однозначно его удалять, потому что это хронический периодонтит. Меня такая перспектива не устраивает, потому что «тройка» не выдержит такую конструкцию. Можно ли вылечить болезнь без удаления?
Если заболевание привело к необратимым изменениям тканей периодонта, зуб шатается или образовалась киста на верхней части корня – шансов на сохранение зуба практически нет.
Анастасия, 41 год
Гувернантка
Три недели назад я лечила хронический периодонтит. Каналы вскрыли, вычистили, удалили нервы и провели пломбировку. Врач сказала, что все нормально и больше зуб беспокоить не будет. Но на третий день после окончания лечения начались ноющие боли после еды и дискомфорт при надкусывании. Повод ли это считать, что лечение было некачественным?
Подтверждать или опровергать качество эндодонтического лечения, не имея на руках снимков и медицинских заключений, было бы неверным. Перкуссионная болезненность, как последствие пломбировки каналов действительно может наблюдаться некоторое время после лечения. Если появятся новые симптомы или боль будет причинять сильный дискомфорт, обращайтесь к специалистам нашей клиники.
Юрий, 33 года
Маркетолог
Как снять боль при периодонтите?
В принципе можно использовать любой подходящий Вам обезболивающий препарат, но только если нет возможности сразу обратиться в стоматологию.
Анна, 26 лет
Бухгалтер
У меня уже был периодонтит несколько лет назад. Тогда врач удаляла инфицированные ткани, все тщательно чистила и ничего не пломбируя, отправляла несколько дней полоскаться растворами. Сейчас лечение совсем другое: почистили и сразу заполнили одной пастой, потом через неделю – другой. Какой подход более профессиональный?
Тип лечения периодонтита определяется врачом в зависимости от формы заболевания. Видимо в первом случае у Вас был более сильный воспалительный процесс, поэтому врач решил оставить зуб открытым, чтобы происходил отток.