Хронический периодонтит

Периодонтит – это воспаление околозубной ткани, которое чаще всего возникает, когда продукты, образующиеся в результате патологического процесса в зубе, не имеют путей оттока. Так, например, продолжительное воспаление пульпы нередко приводит к тому, что инфекция выходит за пределы пульпарной камеры и распространяется на ткани периодонта.

Любой форме хронического периодонтита свойственны периоды обострений и ремиссий, объясняющиеся различными факторами, такими как степень реактивности организма, активность микробов и т.д. Основная опасность заболевания в том, что резорбция кости альвеолы нередко приводит к патологической подвижности зуба.

Также коварство хронической формы заболевания заключается в его относительной безболезненности. Так, пациент, которого не слишком мучают боли, может продолжительное время не «доходить» до стоматологии, а когда наконец-то попадает в кресло врача, обнаруживаются необратимые изменения, кисты на верхней части корней и другие патологии, требующие экстракции зуба.

Причины периодонтита

Помимо пульпита причины воспаления тканей, окружающих и удерживающих зуб могут быть следующими:

• Недостаточная гигиена ротовой полости, в результате чего наблюдается активное размножение патогенной флоры.
  • Наличие твердых зубных отложений, способных травмировать десну, вызвать кровоточивость и воспалительный процесс.
  • Проблемы с органами желудочно-кишечного тракта.
  • Проблемы с эндокринной и нервной системой.
  • Нехватка витаминов.
  • Низкий иммунитет.

Отдельно стоит сказать о неинфекционных периодонтитах, которые возникают вследствие травмы или некачественного протезирования.

Формы хронического периодонтита

Форма Суть Особенности

Фиброзный периодонтит

Течение заболевание вялотекущее бессимптомное. Иногда пациента могут беспокоить ноющие боли, которые проходят самостоятельно. Фиброзный периодонтит характеризуется тем, что ткани периодонта заменяются грубыми волокнами соединительной ткани.

Диагностика периодонтита данной формы происходит путем рентгенологического обследования. На снимке видно, что края периодонта имеют неровные, «рваные» очертания, а периодонтальная щель увеличена.

Гранулирующий периодонтит

Гранулирующая ткань, которая разрастается в периодонте, отличается не только быстротой распространения, но также способностью разрушать окружающие ткани.

Для данной формы хронического периодонтита характерно образование свищей.

На рентгеновском снимке костная пластинка альвеолы имеет неровные края, а сама костная ткань разрежена.

Гранулематозный периодонтит

Грануляции образуются, окруженные стенками капсулы – гранулемы. Гранулема разрастается, давит на альвеолярную ткань, оттесняет и разрушает ее. Когда размеры гранулемы «дорастают» до кисты, возникает опасность давления, способного сломать челюстную кость.

Диагностика периодонтита гранулематозной формы возможна только с помощью рентгенографии.

Лечение хронического периодонтита

В первую очередь необходимо снять воспаление в области корневых каналов и непосредственно периодонта (дентинных канальцев). Для этого обеспечивается доступ к каналам, препарируется кариозная полость. После этого пациенту проводится эндодонтическое лечение - вычищение каналов и их пломбировка. Вычищение и обработка антисептиком проводится не только на уровне каналов, но и за апикальным пространством.

Способствуют успешному лечению такие физиотерапевтические методы, как лазер, фонофорез, электрофорез.

Если периодонтит сопряжен с образованием гранулемы или кисты, идет речь о резекции верхушки корня. В случае когда имеет место непроходимость каналов, или гранулема расположена вблизи челюстного нерва, встает вопрос об удалении зуба.

На вопросы пациентов отвечают:

Стотик В.В. Стотик В.В.

стоматолог-терапевт

Вопросы пациентов

Василий, 64 года
Пенсионер
Мне диагностировали маргинальный хронический периодонтит. Правда ли что он возникает из-за зубных камней?
Глубокие пародонтальные карманы, образующиеся между корнем и костной тканью, наполняются остатками пищи и налетом. Впоследствии отложения минерализуются и отвердевают, а инфекция проникает вглубь, поражая ткани периодонта. Данная форма периодонтита называется маргинальной.
Сергей, 54 года
Водитель
На нижней четверке у меня закреплен мост. Недавно зуб начал болеть, стоматолог к которому я обратился, сказал, что нужно однозначно его удалять, потому что это хронический периодонтит. Меня такая перспектива не устраивает, потому что «тройка» не выдержит такую конструкцию. Можно ли вылечить болезнь без удаления?
Если заболевание привело к необратимым изменениям тканей периодонта, зуб шатается или образовалась киста на верхней части корня – шансов на сохранение зуба практически нет.
Анастасия, 41 год
Гувернантка
Три недели назад я лечила хронический периодонтит. Каналы вскрыли, вычистили, удалили нервы и провели пломбировку. Врач сказала, что все нормально и больше зуб беспокоить не будет. Но на третий день после окончания лечения начались ноющие боли после еды и дискомфорт при надкусывании. Повод ли это считать, что лечение было некачественным?
Подтверждать или опровергать качество эндодонтического лечения, не имея на руках снимков и медицинских заключений, было бы неверным. Перкуссионная болезненность, как последствие пломбировки каналов действительно может наблюдаться некоторое время после лечения. Если появятся новые симптомы или боль будет причинять сильный дискомфорт, обращайтесь к специалистам нашей клиники.