Пародонтоз

Наибольшее заблуждение, связанное с пародонтозом – это то, что якобы он является распространенной причиной страданий от больных десен. На самом деле, пародонтоз – заболевание довольно редкое (до 6% всех стоматологических патологий). А вот путают его зачастую с пародонтитом, который действительно бьет рекорды по «популярности».

Пародонтоз же представляет собой мультифакторную патологию соединительных тканей, которые удерживают зуб на своем месте. При этом данное заболевание в основном не сопровождается воспалительным процессом.

Симптомы пародонтоза можно разделить на два типа: те, которые может обнаружить непосредственно заболевший человек, и те, которые под силу увидеть лишь опытному стоматологу:

• Ощущение периодически возникающего зуда в деснах;
  • Едва заметное осветление десны;
  • Ощущение «удлинившегося» зуба ввиду десенной ретракции;
  • Повышение чувствительность зубных шеек к перепадам температуры, чистке щеткой и химическим агрессорам (при этом зуб сохраняет удивительно прочное положение в лунке, не проявляя признаков расшатывания);
  • Оголение шеечной зоны зуба (при этом не обнаруживаются признаки воспалительного процесса, десны не кровоточат);
  • Уменьшение количества зубного налета;
  • Атрофирование альвеолярных отростков;
  • Недостаточное снабжение пародонтальных тканей кровью и питательными веществами.

Также для пародонтоза характерно уменьшение глубины десенных карманов.

Причины

Причины этого системного заболевания соединительной зубной ткани не являются полностью изученными, однако можно выявить следующие закономерности:

• Вероятность заболевания повышается, если имеется наследственная предрасположенность;
  • Часто возникает на фоне эндокринных заболеваний, сахарного диабета;
  • Может возникнуть после длительных и тяжелых заболеваний внутренних органов.

Отметим также, что пародонтоз может образоваться у людей, которые не имели проблем с деснами и могут похвастаться удивительно здоровыми зубами.

Важным является следующий момент: микроорганизмы, способствующие разрушению пародонта, могут передаваться от одного человека к другому, поэтому пародонтоз – заболевание заразное!

Виды и профилактика пародонтоза

Среди множества классификаций заболевания одной из наиболее понятных является следующая – разделение пародонтоза на два типа:

• Дистрофический;
  • Воспалительно-дистрофический.

Во втором случае наряду с системным разрушением пародонта наблюдается также воспалительный процесс тканей, окружающих его.

Профилактические мероприятия для предотвращения пародонтоза не являются в той же степени действенными, как в случае кариеса или пародонтита. Это объясняется сложнообъяснимой этимологией заболевания. Однако всем, независимо от генетической предрасположенности к пародонтозу, необходима тщательная гигиена полости рта и регулярное посещение стоматолога (который сможет вовремя выявить признаки коварного системного заболевания).

Лечение пародонтоза

Лечение пародонтоза является сложной задачей. Нарушение кровообращения и питания зуба из-за разрушения окружающих тканей может привести к выпадению. Но грамотное и квалифицированное лечение пародонтоза позволяет сохранить зубы на долгое время.

Речь идет о комплексном подходе, совмещающем местные мероприятия, профессиональную гигиену и медикаментозную терапию. Эффективными лечебными приемами в данном случае будут:

• Физиотерапия;
  • Массажи, усиливающие кровообращение в зоне дистрофии;
  • Витаминотерапия;
  • Удаление камней;
  • Прием гормональных препаратов.

На вопросы пациентов отвечают:

Вознюк В.А. Вознюк В.А.

челюстно-лицевой хирург-имплантолог высшей категории

Копылова Л.И. Копылова Л.И.

хирург-имплантолог, стоматолог –терапевт

Вопросы пациентов

Елена, 32 года
Личный тренер
Правда ли что нельзя полностью вылечить пародонтоз?
Это заболевание является своего рода проекцией общего состояния Вашего организма на ткани пародонта. Нарушение обмена веществ, сниженный иммунитет, некоторые соматические заболевания – все это может стать причиной пародонтоза. Вначале необходимо выявить причину дистрофии тканей, устранить ее, а лишь затем рассчитывать на эффект от лечения непосредственно заболевания. При этом полностью избавиться от него может быть достаточно сложно.
Анастасия, 22 года
Студентка
Вдруг обнаружила, что опустилась десна и оголились шейки трех идущих подряд зубов. При этом абсолютно ничего не болит и не беспокоит. Просто смущает внешняя неэстетичность. Как исправить ситуацию?
В данном случае без обращения к стоматологу не обойтись, причем чем быстрее, тем лучше. Начальная стадия пародонтоза, а не исключено, что Вам поставят именно такой диагноз, лечится эффективнее и быстрее запущенной.