Свищ на десне - как лечить и выявить причины

Свищ на десне – патологическое состояние, результат гнойного воспаления около корня зуба с перфорацией тканей десны. Это канал в толще десны, по которому от очага воспаления наружу выходит гной.

Диагностируют и лечат заболевание врачи-стоматологи: терапевт, хирург, иногда хирург челюстно-лицевой специализации.

Что такое свищ, как он выглядит, симптомы

Внешне свищ представляет собой выпуклое образование с заметным на нем пятном белого цвета. Это значит, что патологический процесс сопровождается образованием гноя в большом количестве.

Свищ бывает двух видов:

1. Наружный, когда десенная фистула выходит на поверхность;
  2. Внутренний, когда процесс остается скрытым внутри десны, из-за того, что канал свища не доходит до ее поверхности. Выявить воспалительный процесс можно только путем рентгенологического исследования.

свищ под зубов

Симптомы зубного свища выявляются, в первую очередь, при визуальном осмотре. Заметна выпуклость на десне, откуда выходит на поверхность гной. Есть и другие признаки:

1. Боль режущая, колющая, спазматическая. Становится сильнее при воздействии (например, при жевании), слегка ослабевает после того, как часть гнойного содержимого выходит на поверхность;
  2. Гнилостный запах;
  3. Посторонние привкусы во рту;
  4. Подвижность зуба с патологией;
  5. Отек десны в районе воспаления;
  6. Выделение слизи с гноем;
  7. Повышение температуры, симптомы интоксикации организма;
  8. Воспаление лимфоузлов.

Причины свища на десне у взрослого

Свищ образуется из-за инфекционного гнойного процесса в зубном канале. Патология может возникнуть по следующим причинам:

1. Глубокий кариес и несвоевременное его лечение;
  2. Вновь возникший периодонтит и периостит с образованием гноя;
  3. Хронический периодонтит, повреждение стенок корня зуба;
  4. Кистозные образования;
  5. Онкология;
  6. Пульпит, повреждения корня зуба;
  7. Гранулема.

Встречается и свищ после удаления зуба. Это частая патология, возникающая в результате попадания инфекции в рану.

Свищ после лечения зуба может образоваться, например, при инфицировании в результате ошибок при лечении кариеса. Неправильное пломбирование зуба также может привести к развитию патологии. Свищ корня зуба в таком случае образуется, когда гной, пройдя по зубному каналу, прорывается в окружающие ткани. Чаще всего встречается свищ верхнего и переднего зуба.

Алкоголь, курение, стрессы, обострения хронических заболеваний, злоупотребление углеводами, недостаток питания, хронические заболевания – все эти факторы усиливают первопричины болезни.

Чем опасен свищ. Последствия

Сам по себе свищ опасности не представляет, так как через него выводится гной из очага инфекции, соответственно, степень поражения тканей снижается. Но наличие фистулы говорит о том, что процесс серьезный, и могут возникнуть осложнения разного рода, такие как:

1. Потеря зубов в области поражения;
  2. Присоединение вторичной инфекции – воспаление лимфоузлов, ушей;
  3. Синусит;
  4. Гайморит;
  5. Поражение костных тканей;
  6. Сепсис в результате попадания инфекции в общую кровеносную систему;
  7. Появление кистозных образований у корней зуба;
  8. Осложнения на сердце, бактериальный эндокардит.

Иногда случается так, что гной отходит почти полностью, свищ зарастает, и пациент думает, что все прошло. Но на самом деле, источник воспаления не устранен, поэтому рецидив заболевания неизбежен. Повторные абсцессы и свищи труднее поддаются лечению.

Диагностика

В первую очередь, это визуальный осмотр. Наружный свищ видно невооруженным глазом. Если же свищ в челюсти скрыт, делается рентген. С помощью рентгенологического обследования точно выявляется очаг воспаления, глубина патологического процесса повреждения надкостницы. Важно отличать свищ от жировиков десны, гнойного воспаления тканей и других патологий.

свищ зуба на рентгене

Самолечение такого заболевания дома и самодиагностика недопустимы. Лечение проходит под контролем врача, которое он назначает по результатам диагностики.

Лечение свища на десне

Существует несколько способов лечения свища зуба: оперативное вмешательство (наиболее распространено) и методы лечения зубного свища без удаления зуба. При хирургическом удалении свища на десне вскрывается полость воспаления, очищается от гноя, затем устанавливается дренаж, чтобы обеспечить отток гнойного содержимого. Оперативное лечение однозначно показано при большой площади поражения, при возникновении свища над зубом, покрытым коронкой, повреждениях надкостницы.

лечение свища зуба

При медикаментозном лечении свища на десне используются консервативная методика.

Это может быть:

1. Эндодонтическая терапия (препарирование зубов; очистка каналов, устранение воспаления, пломбирование);
  2. Медикаментозная терапия (применяется на всех этапах работы по устранению патологии), предполагает прием антибиотиков, НПВС, антигистаминных средств;
  3. Физиотерапия. Она никогда не назначается отдельно, только в комплексе. Повышает эффективность любых способов лечения.

Профилактика

Чтобы не допустить образования свища в полости рта, необходимо применять профилактические меры, а именно:

1. Профосмотры у стоматолога необходимо делать хотя бы раз в полгода;
  2. При малейшем подозрении на образование фистулы в районе верхнего зуба, переднего зуба или любого другого немедленно записаться на прием к врачу и выполнять его рекомендации;
  3. Соблюдать гигиену полости рта;
  4. Вести здоровый образ жизни, исключить вредные привычки, такие как, алкоголь или курение;
  5. Правильно питаться;
  6. Сократить потребление кофе;
  7. Контролировать хронические заболевания, не допускать их обострения;
  8. Раз в полгода проходить процедуру профессиональной гигиены полости рта.

Многие люди задаются вопросом: можно ли вылечить свищ самостоятельно, не обращаясь к врачу? Ответ однозначный – нет. Необходимо устранить причину заболевания, а не его симптомы. Сделать это может только врач либо хирургическим путем, либо медикаментозно. Самолечение чревато развитием осложнений, увеличением площади патологии, перехода процесса в хроническое состояние.

Свищ на десне не проходит сам по себе. При его обнаружении нельзя затягивать с визитом к стоматологу, чем быстрее будет устранена первопричина воспаления, тем быстрее наступит выздоровление. Не допускайте развития процесса, в этом случае лечение станет более долгим, дорогим и болезненным.