Имплантация зубов под наркозом и седацией

Имплантация – это метод восстановления зубного ряда, при котором на место утерянного корня вживляют искусственную опору, имплантат. Благодаря способности организма воспроизводить костную ткань, происходит явление остеоинтеграции, титановый штифт обрастает костью.

Это оперативное вмешательство, как и всякая операция, вызывает опасение и страх. В клиниках часто стали использовать имплантацию под наркозом. К сожалению, эта процедура преподносится как лечение во сне, без всяких последствий. Так ли это?

Местная анестезия, седация, наркоз

Долгое время все операции по имплантации проводили под местной анестезией. В наши дни, все больше клиник предпочитают проводить имплантацию зубов во сне. Это очень удобно для врача, создает идеальные условия для работы. В рекламе утверждают, что это удобно для пациента: заснул без зубов, а проснулся с ослепительной улыбкой. Но любая медицинская манипуляция должна иметь обоснование и проводиться только, если отказ от нее влечет больше проблем, чем применение.

Для начала, давайте разберемся в терминах. Торможение сознания с помощью медицинских препаратов имеет несколько стадий:

1. Легкая
  2. Умеренная
  3. Глубокая
  4. Общая анестезия

Первые 3 стадии в медицине называют седацией, и только 4-я считается наркозом. В обычной жизни, мы называем наркозом все стадии. Это вносит некоторую путаницу в использование понятий.

Местная анестезия – это обезболивание операционного поля. Анальгетик вводят туда, где будут проводить манипуляцию. Чаще всего, это укол в десну. Боль блокируется на определенном участке, пациент находится в сознании.

Седация – состояние психоэмоциональной заторможенности, расслабления, при котором сохраняются защитные рефлексы, самостоятельное дыхание и реакция на раздражители.

Седация не избавляет от боли, а помогает успокоиться, снижает психоэмоциональный дискомфорт. Примером легкой седации может служить прием валерьянки или других успокоительных средств.

аппарат для седации в стоматологии

Общий наркоз – искусственный глубокий сон с подавлением рефлексов, отключением болевых ощущений, невозможностью самостоятельного дыхания. Наркоз выключает сознание, снижает реакцию организма на травму, расслабляет мышцы.

Часто, в стоматологии используют одни и те же препараты для глубокой седации и общего наркоза. Поэтому, когда речь идет о последствиях проведения наркоза, то же самое можно отнести и к седации.

Чем опасна имплантация зубов под наркозом

Применение наркоза вовсе не безопасно и рассматривается, как крайняя мера. Абсолютным показанием к использованию общей анестезии может быть только непереносимость местных анальгетиков. В других случаях, проведение наркоза рекомендуется избегать. Многие клиники рекламируют “лечение во сне”, как альтернативу наркозу, однако чаще всего для наркоза и глубокой седации применяют одни и те же препараты, только уменьшая их дозу. Поэтому риски осложнений при наркозе и глубокой седации одинаковые. Они бывают[1]:

• Сердечно-сосудистые

Тахикардия (учащенное сердцебиение), нарушение сердечного ритма, острый инфаркт, Симптомы могут проявиться сразу после операции и через некоторое время после нее.

• Дыхательные

Затекание содержимого желудка в трахею, спазм гортани, спазм бронхов, гипо- или гипервентиляция.

• Мозговые

Нарушение мозгового кровообращения, спутанность сознания.

• Послеоперационные

Тошнота, рвота, мышечная дрожь, проблемы с мышлением.

Имплантация зубов под общим наркозом должна проводиться в крайнем случае, в специальном операционном блоке, с оборудованием для реанимации. Проводить общую анестезию может только квалифицированный анестезиолог.

Седация или наркоз

Если выбирать из двух зол меньшее, то имплантация зубов под седацией предпочтительнее общему наркозу. Но к ее применению нужно относиться ответственно, взвешивая все “за” и “против”.

пациент под седацией в стоматологии

Применение седации показано при:

• выраженной стоматофобии (вплоть до панических атак);
  • сильно развитом рвотном рефлексе;
  • психических или ментальных проблемах, которые затрудняют следование инструкциям.

Альтернативы

Страх перед дантистами базируется, в основном, на воспоминаниях из детства, когда уровень стоматологии в стране был на низком уровне. В последнее время, российская стоматология уверенно применяет передовые методы и приемы. Наши врачи участвуют в конференциях и симпозиумах, обмениваются опытом с коллегами из других стран. Уровень стоматологических услуг достиг, в буквальном смысле, мировых высот. В прошлом остались те времена, когда для введения местной анестезии использовали толстые иглы, огромные шприцы и лидокаин в качестве анальгетика.

Сейчас укол в десну почти не ощущается, а если все же есть страх перед ним, предварительно можно провести обезболивание с помощью геля. После введения современного анальгетика, пациент не чувствует боли от слова “совсем”. Можно вскрывать десну, пилить кость, проводить удаление корней, вкручивать импланты – болевых ощущений не будет. При этом, пациент полностью адекватен, реагирует на стимуляцию, выполняет инструкции, принимает участие в процессе. Никаких игр с сознанием и рисков, связанных с угнетением дыхания или нарушением сердечного ритма.

Противопоказаний и последствий у местной анестезии мало, опыт ее применения такой огромный, что осложнения практически исключены.

Для пациентов с повышенной тревожностью можно рекомендовать общедоступные седативные средства: травяные отвары и чаи, Персен. Это безрецептурные средства, они имеют неглубокий эффект, но вполне достаточный, чтобы расслабиться перед процедурой.

средства для успокоения перед имплантацией зубов

Существуют также методы немедикаментозной седации:

• дружелюбный персонал;
  • приятная обстановка;
  • легкая музыка;
  • доброжелательный врач и ассистент.

Все это помогает успокоиться и пережить имплантацию, без употребления веществ, контролирующих сознание.

Для имплантолога с высокой квалификацией провести имплантацию под местной анестезией не труднее, чем поставить имплант зуба под наркозом.

Рисковать или нет

Любая медицинская манипуляция связана с определенным риском. Поэтому решение о применении того или иного метода должно быть взвешенным и обдуманным. Имплантация зубов во сне не тот метод, который подойдет всем, и он не так безопасен, как нас стараются уверить. Каждый клинический случай индивидуален и решение о его применении должен принять врач, после сбора всех данных.

Необходимо учесть, что стоимость имплантации под наркозом намного выше, чем без него. Может быть это причина того, что метод так широко пропагандируется, а риски с пациентом не обсуждаются.

Если вы все же решились на наркоз, убедитесь что:

• у клиники есть лицензия на проведение таких манипуляций;
  • проводить наркоз будет врач-анестезиолог, а не стоматолог после курсов;
  • в клинике есть операционный блок;
  • операционная оборудована всем необходимым для реанимации;
  • есть аппаратура для слежения за жизненными параметрами.

Безболезненная установка импланта возможна и без применения токсичных средств. В этом убедились десятки тысяч пациентов, которые приобрели свою улыбку под местной анестезией.

Анестезия

Наркоз/седация