Можно ли пересадить зуб? Особенности аутотрансплантации

Пересадка зубов из собственного зубного ряда – это процедура, которую применяют как альтернативу имплантации. У каждого человека есть зубы, которые не участвуют в процессе жевания, не влияют на прикус и не выполняют никаких важных функций. Это зубы мудрости. Именно они чаще всего, становятся зубами-донорами. Но не всегда.

Есть зубы, которые растут вне дуги, портят улыбку, провоцируют воспаления. Избавиться от проблемы можно путем ортодонтического лечения: установкой шин, пластинок, брекетов. Бывают случаи, когда единственный выход – удаление. Тогда у зуба появляется шанс принести пользу своему хозяину. Его можно пересадить на место, где зуб утерян или его планируют вырвать.

Еще один источник доноров для пересадки – сверхкомплектные зубы. У некоторых людей вырастают зубы-двойники. Такие единицы – прямые кандидаты на удаление. При этом, они могут принести пользу, заменив больного или утраченного собрата.

доноры для трансплантации зубов

Показания, противопоказания и условия пересадки

Реимплантация зуба возможна при наличии донора, который подходит к корневой системе недостающей единицы. Проще говоря, нельзя пересадить зуб, у которого 4 корня на место двухкорневого. Еще одно условие – донор должен быть здоровым.

Главным показанием для пересадки является молодой возраст (до 18 лет), когда имплантация еще не проводится.

Список противопоказаний обширен:

• сахарный диабет;
  • общие заболевания – нервные, сердечные, эндокринные;
  • онкологические болезни;
  • психические расстройства;
  • непереносимость анестезии;
  • замедленная регенерация костной ткани.
Главная проблема: наличие донора. Пересадка зуба мудрости – наиболее распространенный способ.

Плюсы

• Риск отторжения очень низкий, ведь пересаживают собственный зуб

С другой стороны, 100% гарантии на приживление нет. Проведенное исследование показало, что процент приживляемости [1] примерно равен проценту приживляемости имплантов, а то и ниже.

• Восстановление жевательной функции

Жевать на стороне трансплантации можно уже через 2 недели, но с месяц пища должна быть мягкой, жидкой или пюрированной.

• Сохранение костной ткани

Так же, как искусственный имплант, донор зарастает костной тканью и останавливает ее атрофию. Это означает, что в случае потери зуба операция имплантации пройдет легче, ведь кость будет плотной.

• Стоимость

Пересадить собственный зуб дешевле, чем провести имплантацию качественными материалами. Однако, гарантия на имплант пожизненная, а сколько продержится донор, никто не знает, но максимум 5-7 лет.

Минусы

• Трансплантация собственного зуба имеет множество ограничений: зуб должен подходить по всем параметрам, быть здоровым.
  • После пересадки сформированного зуба, проводят эндодонтическое лечение - удаляют нерв (пульпу), пломбируют каналы.
  • Если с момента утраты зуба прошло много времени, нужна костная пластика (подсадка костной ткани). В то время, как все больше имплантаций проводятся без нее.
  • Операция редкая, мало, кто из врачей имеет достаточный опыт. Набраться опыта в имплантации легко, операции проводятся каждый день. Трансплантация зуба мудрости – событие нечастое. Пересадка ретинированных и “лишних” зубов - вообще редкое явление, особенно в небольших стоматологиях.

Как происходит трансплантация собственного зуба

Операция тщательно готовится, пациент должен пройти обследование, диагностику и на момент вмешательства не страдать от острых заболеваний.

Пересадить зуб можно либо в лунку только что удаленного зуба, либо место для него формируют искусственно, с помощью стоматологических инструментов. Важно, чтобы между удалением донора и его пересадкой прошло как можно меньше времени. В противном случае, погибнут ткани, которые в норме удерживают зуб в лунке - периодонтальные связки. Чаще всего проводят пересадку зуба мудрости. Его удаление само по себе может стать проблемой. Корни у таких зубов сложные, нередко переплетенные. Провести операцию без повреждений требует большого мастерства.

• Подготовка. Санация полости рта, профессиональная чистка необходимы, чтобы исключить возможность инфекции.
  • Диагностика. Обязательно проводят компьютерную томографию, производят замеры.
  • Изготовление 3D модели. Этот этап проводят только в клиниках с соответствующим оборудованием. В стоматологиях попроще, зуб подгоняют во время пересадки, на глаз.
  • Подготовка ложа. Если зуб потерян ранее, то ложе формируют искусственно. Если удаление происходит во время операции по реплантации, то используют образовавшуюся в десне лунку.
  • Примерка 3D модели. На основе сканирования изготавливают точную копию донора. Ее используют во время хирургического этапа, для формирования ложа или его подгонки.
  • Удаление донора. Проводится под анестезией. Требует особой аккуратности, ведь нужно сохранить все ткани.
  • Установка донора, его фиксация шиной.
  • Выведение из прикуса. Жевательные бугорки шлифуют, чтобы зуб не соприкасался с антагонистом и не участвовал в жевании (временная мера).
  • Восстановительный период. Длится у всех по разному, занимает примерно 2-3 недели.
  • Депульпация. Удаление нерва (пульпы). При пересадке пульпа получает повреждения, которые приводят к отмиранию. Если ее не удалить, продукты распада могут вызвать воспаление и работа будет напрасной, зуб не приживется. После удаления в полость вносят препараты кальция и ставят временную пломбу. Еще через 2 недели пломбируют каналы.
  • Восстановление прикуса. Рельеф поверхности отшлифованный ранее, восстанавливают композитными материалами.
  • Протезирование. Изготавливают вкладку или коронку, чтобы скорректировать все несоответствия и защитить зуб.

этапы трансплантации зуба

Альтернативы

Трансплантация собственного зуба – один из способов восстановления зубного ряда. Он оправдан во время формирования прикуса, когда нужно сохранить место для постоянной единицы, не допустить смещения зубов.

Если, по каким-либо причинам, провести пересадку невозможно, детям и подросткам проводят ортодонтические мероприятия. Их цель такая же – не дать зубам сдвинуться. Носить ортодонтические конструкции может быть хлопотно, но это позволяет дождаться прорезывания постоянных зубов, на том месте, где они должны быть.

При сформированном прикусе альтернативными методиками служат:

• Имплантация. Сторонники аутотрансплантации зуба мудрости или сверхкомплектной единицы, приводят низкую стоимость, как главный аргумент. На самом деле, нужно учитывать депульпацию и протезирование, которые проводят после пересадки зуба мудрости на место утерянного. К тому же, этот метод менее долговечен, чем дентальная имплантация титановым штифтом.
  • Несъемное протезированиезубной мост. У метода есть два больших недостатка:
    • Нужно обтачивать здоровые зубы под коронки
    • Способ не останавливает атрофию костной ткани

зубные мосты и импланты

Депульпированные зубы склонны быстро разрушаться, а убыль кости ведет к эстетическим (западение челюсти) и физиологическим (смещение зубов, нарушение прикуса) дефектам.

• Ортодонтическое лечение. Если потерян 7-й зуб, то с помощью ортодонтических методов можно сместить восьмерку (зуб мудрости) на его место.
Важно! В нашем центре пересадка зубов не проводится. Статья носит ознакомительный характер.

Источники:

[1] https://stomatologclub.ru/stati/implantologiya-14/autotransplantaciya-zuba-mudrosti-kak-alternativa-zubnoj-implantacii-1809/