Волгоградский пр-т, 4А, 1 под., 2 эт. (3 мин. от метро)
ул. Руставели, 14 стр.9 (3 мин. от метро)
Заказать звонок Получить консультацию
Бесплатный номер: 8 800 350 08 65
+7 (495) 255-51-78
Протезирование

Немеет челюсть: причины и методы лечения

немеет челюсть

Снижение чувствительности и онемение (парестезия) челюсти связаны с нарушением функции тройничного нерва из-за воспаления или повреждения. Пациенты могут испытывать небольшой дискомфорт или серьезные трудности с речью, процессом жевания. Чаще пациенты предъявляют жалобы на онемение нижней челюсти, хотя подобная симптоматика проявляется и на верхней.

Разобраться почему немеет челюсть поможет комплексное обследование. Причины подобного состояния разные – от побочного эффекта после стоматологического лечения, до серьезного неврологического заболевания. Парестезия обычно распространяется на часть языка, губы, подбородок, десну, сопровождается болью, жжением, дискомфортом.

Если онемение возникло после стоматологического вмешательства, следует обратиться к врачу, который провел процедуру, для назначения корректной терапии. При незначительной травме нерва парестезия проходит самостоятельно, но при длительном онемении, серьезном повреждении потребуется длительное лечение.

Причины онемения челюсти

Факторов, способных вызывать данную симптоматику довольно много. Среди основных причин:

• случайное повреждение ветви лицевого нерва при лечении, удалении, протезировании зубов;
  • выход пломбировочной массы в нижнечелюстной канал;
  • воспаление прикорневой области зубов;
  • аллергия на анестетик, пломбировочный материал;
  • травмы челюсти;
  • неврозы;
  • воспаление десен, среднего уха;
  • патологии глазничного канала;
  • артрит ВНЧС.

Кроме стоматологических патологий, травмы лицевого черепа, онемение и неврит может возникать на фоне частых мигреней, гипертонических кризов, нарушения кровообращения, опухоли, остеохондроза шейного отдела, инфекционного заболевания, дефицита витаминов группы В.

Сопутствующая симптоматика

Клиническая картина зависит от причин, по которым онемевает челюсть. Это может быть небольшой дискомфорт, легкое покалывание, жжение, ощущение бегающих мурашек. Дополнительно может возникнуть следующая симптоматика:

• обильное слюноотделение;
  • сильные спазмы (тризмы) жевательной мускулатуры;
  • тяжело произносить некоторые звуки, улыбаться, говорить, глотать;
  • нарушение чувствительности губ, языка.
Симптомы проявляются по-разному. Онемение зубов нижней челюсти и подбородка, языка, губ может быть постоянным или носить приступообразный характер, охватывать всю челюсть или ее небольшую часть, проявляться большей или меньшей интенсивностью.

Риски при имплантации

Одно из осложнений при имплантации нижней челюсти – риск повреждения нижнечелюстного нерва. Это может произойти если врач производил расчеты размера имплантов ориентируясь на данные ортопантомограммы (ОПТГ), а не 3d-томографии. В результате, при установке повреждаются стенки нижнечелюстного канала, образуется гематома, ущемляется нерв. Снижение чувствительности зоны иннервации сохраняется 2-3 недели, пока гематома не исчезнет.

Онемение нижней челюсти после имплантации частое осложнение для пациентов с остеопорозом. В этом случае стенка альвеолярного отростка может быть с дефектами или вообще отсутствовать. Сдавление нерва происходит из-за кровоизлияния в костномозговое пространство, отека тканей. Парестезия возникает на следующий день после вмешательства, сохраняется около 7-10 дней. Если чувствительность не восстанавливается, имплант удаляют, проводят комплексное лечение.

Онемение зубов верхней челюсти после имплантации встречается реже. Иннервация верхнечелюстных структур производится тремя группами ветвей лицевого нерва. Подобную структуру довольно сложно повредить. Потеря чувствительности верхней губы, части щеки может возникать при повреждении альвеолярных ветвей или зубного сплетения в совокупности с перфорацией дна гайморовой пазухи.

Риски при удалении зуба

Сложное удаление зуба с развитой или деформированной корневой системой всегда сопровождается риском повреждения ветви или луночкового сплетения тройничного (лицевого) нерва. Особенно высока вероятность такого осложнения при экстракции третьих моляров (зубов мудрости). Онемение челюсти после удаления зуба мудрости может сохраняться от нескольких недель до нескольких месяцев. Если неприятная симптоматика сохраняется дольше 10-14 дней надо обратиться к стоматологу, который проводил удаление.

Что делать, если онемела челюсть

Любой устойчивый неврологический симптом – повод обратиться к доктору. Самолечение недопустимо. Если немеют зубы и десна после лечения, удаления или протезирования, сначала нужно пойти на прием к стоматологу. Во всех остальных случаях следует записаться на консультацию невропатолога, пройти комплексное обследование.

Диагностика

Диагностика при частичном или полном онемении зубов верхней челюсти, нижнечелюстных структур, включает:

• Стоматологический осмотр для оценки общей ситуации, поставки предварительного диагноза. Если во время осмотра врач обнаружил смещение импланта или травму нерва, дальнейшее обследование носит уточняющий характер.
  • Консультация невролога для оценки неврологического статуса по повреждению ветвей тройничного нерва. Специфическое исследование, направленное на проверку рефлексов, определение чувствительности, для выявления наличия/отсутствия повреждения нервов.
  • Рентгенограмма, КТ челюсти – позволяют точно установить причину потери чувствительности. Благодаря цифровому оборудованию можно до миллиметра просчитать направление и степень смещения импланта, определить очаг дегенерации, выявить воспаление или повреждение в зоне нарушения иннервации.
После первичной диагностики и установки точной причины, почему немеет нижняя челюсть или верхняя половина щеки, врач назначит эффективное лечение. По показаниям, к лечению могут привлекаться другие узкие специалисты: невропатолог, аллерголог, ЛОР и т.д.

Методы лечения

При повреждении или сдавлении нервного ствола, ветви или нервного сплетения, есть два пути решения проблемы – терапевтический и хирургический. Консервативная терапия показана при неполной потери чувствительности, если зуб немеет после лечения периодически и симптоматика не усугубляется. Терапевтическое лечение включает медикаментозную и физиотерапию.

Операция показана, если чувство онемения верхней челюсти или нижнечелюстных структур, связано с травмой при синус-лифтинге, смещении костной массы, зубного протеза, импланта, полной потери чувствительности зоны иннервации. В ходе вмешательства устраняют причину парестезии, реконструируют поврежденный нерв.

Возможные осложнения

Если после удаления немеет язык, губа, щека, подбородок – это может быть нормальная реакция тканей на вмешательство. В большинстве случаев, подобные симптомы проходят самостоятельно, не требуют серьезного лечения. Но при сильном повреждении, когда образуются рубцы и наличии онемения более чем 3 месяца, восстановить функциональность нерва невозможно даже оперативным путем. Тогда чувствительность отдельной части лица будет утрачена навсегда.

Профилактика

Причины парестезии различны, полностью исключить вероятность такого осложнения невозможно. Но следить за здоровьем зубов под силу каждому. Регулярные стоматологические осмотры, своевременное лечение зубов, десен, качественная диагностика, минимизируют риск неврологических проблем, связанных с поражением зубов.

Эксперт статьи Большакова
Евгения Владимировна
Стоматолог-гигиенист
Стаж более11 лет

Кустов Никита Игоревич

стоматолог-ортопед

Амаев Камал Шарифович

стомтаолог-ортопед

Большакова Евгения Владимировна

стоматолог-гигиенист

Примеры лечения до и после
  • Ортодонтическое лечение металлической брекет-системой
  • Восстановление зуба с помощью металлокерамической коронки
  • Восстановление коронковой части зуба керамической вкладкой
  • Терапевтическая реставрация зуба - результат
  • Однофазная имплантация ROOT
  • Восстановление эстетики металлокерамическими коронками
  • Полная имплантация
  • Пародонтоз II степени
  • Восстановление обеих челюстей съемными акриловыми протезами
  • Восстановление жевательного зуба керамической коронкой

Принимаем к оплате
все виды карт
VISA MasterCard МИР
Почему нам стоит доверять?
Удаленная
консультация для пациентов со всего мира
консультация нескольких врачей