Депофорез

Благодаря эндодонтическому лечению, сохранить зуб при осложнении кариеса удается в подавляющем большинстве случаев. Тщательная очистка, санация и обтурация (пломбирование) каналов дают возможность полностью купировать воспалительные процессы в пульпе или периодонте. Одним из методов эндодонтического лечения является применение гидроокиси меди-кальция. Процедура получила название депофорез корневых каналов.

Суть метода

При лечении каналов, часть из них остается недостижимыми. Это тонкие, извилистые боковые каналы, которые продолжают служить источником патогенной микрофлоры. В результате развивается хроническое воспаление.

Метод депофореза состоит в следующем: каналы открывают, дезинфицируют. Расширяют устье, чтобы выявить ранее невидимые входы.Затем в канал помещают лекарственное средство – водную суспензию окиси меди-кальция. В нее погружают тонкий игольчатый электрод (катод. ) Другой электрод (анод) располагают за щекой пациента. С помощью переключателя замыкают цепь.

В результате действия слабого электрического тока, ионы меди-кальция проникают в любые, даже очень тонкие, перепутанные ответвления каналов. Там часть раствора выпадает в осадок, оседая на стенки. Другая часть, окисляется, превращаясь в гидроксид меди, который тоже осаждается на стенках, образуя “медные пробки”. Эти пробки закрывают выходные отверстия канальцев (апикальную, то есть корневую, дельту).

Результаты применения:

• под действием ионов кальция патологические мягкие ткани, которые заполняют просветы каналов разрушаются;
  • происходит антисептическая обработка каналов, благодаря высокой антимикробной эффективности ионизированных меди и кальция;
  • закрываются выходы канальцев на поверхность корня, препятствуя проникновению патогенов;
  • стимулируется выработка особых клеток, остеобластов, что ведет к регенерации костной ткани.

Показания для процедуры

Депофорез зуба проводят при:

• лечении инфекций корневых каналов, в том числе искривленных или слишком узких;
  • воспалении тканей, окружающих корень (апикальном периодонтите);
  • инфицировании тканей кусочком отломившегося инструмента;
  • кистозе;
  • остеолизе (разрушении костной ткани);
  • повторном эндодонтическом лечении.

К сожалению, депофорез каналов не показан при:

• беремености;
  • кормлении грудью;
  • наличии штифта;
  • аллергических реакциях на медь;

Преимущества депофореза

В отличии от механической обработки канала, процедура депофореза позволяет:

• не проводить измерение длины каналов;
  • не затрагивать апикальную треть канала при его расширении;
  • добиться полной стерильности ответвлений, включая апикальную дельту;
  • пломбировать только устьевую часть каналов;
  • снизить риск перфорации;
  • сохранить механическую стабильность корня;
  • уменьшить потерю зубной субстанции;
  • свести к нулю возможность выхода пломбировочного материала или лечебной пасты за верхушку корня;

При депофорезе происходит осеоидное закрытие каналов, что приводит к их полной герметичности и полному физиологическому излечению.

Сам процесс сокращает сроки манипуляций, время лечения и экономит средства. Цена на процедуру ниже, чем, например, на резекцию верхушки корня.

Методика проведения депофореза в стоматологии

После диагностических мероприятий и разработки плана лечения, приступают к обработке каналов.

1. Применяют местную анестезию.
  2. Расширяют канал на ⅔, или чуть меньше, его длины.
  3. Промывают рабочее поле высокодисперсной гидроокисью кальция.
  4. Высушивают рабочую поверхность.
  5. В канал закладывают гидроокись меди-кальция в виде пасты;
  6. Анод помещают за щеку пациента, а катод – в канал корня.
  7. Включают прибор, постепенно увеличивая силу тока, пока пациент не станет испытывать дискомфорт. После этого силу тока временно снижают, а потом снова постепенно повышают. Обычно, ступенчатое повышение силы тока позволяет увеличить первоначально заявленный порог терпения и достигнуть мощности в 1 мА или больше.
  8. Пену, выделяемую в процессе, удаляют турундой или салфетками.
  9. По окончании процедуры, выключают прибор, удаляют электроды и использованную окись меди-кальция.
  10. Канал заполняют свежей пастой. Его оставляют открытым или закрывают временной пломбой с перфорацией. Для получения эффективного результата, обычно проводят 2- 3 процедуры по 3-5 минут. Общий объем использованной мощности должен достигать 15 мА за все сеансы.
  11. После последней обработки, канал заполняют атацамитом. Это специальный цемент, содержащий в своем составе медь. Он отлично герметизирует канал, виден на ренгентовком снимке, при необходимости, его легко удалить.

Процесс стерилизации каналов затрагивает также области вокруг верхушки корня. Это может привести к временному повышению чувствительности зуба, а также к возникновению болевых ощущений при нагрузке. Поэтому на время лечения, нагрузку на зуб рекомендуется снизить. После исчезновения симптомов, наступает физиологическое выздоровление.

Депофорез – один из методов эндодонтического лечения, который позволяет избежать резекции верхушки корня. Эффективность процедуры – 96%.