Формирователь десны при имплантации

Протезирование на имплантах — самый физиологичный способ восстановить отсутствующие зубы. Суть метода в том, что в десну вживляют искусственный зубной корень, сверху на который устанавливается ортопедическая конструкция (коронка, мостовидный протез). Но для того, чтобы протезная система выглядела естественно, плотно прилегала к десне, прочно фиксировалась к импланту, используют специальные супраструктуры – формирователь десны и абатмент.

формирователь десны и абатмент ROOTT

Формирователь десны при имплантации устанавливают не всегда. При полной адентии челюсти, когда для восстановления зубного ряда применяют одноэтапные технологии с немедленной нагрузкой протезом, он не используется. Установка этой супраструктуры нужна при двухэтапном протоколе. Без нее невозможно добиться корректного десневого контура, чтобы протез выглядел естественно и эстетично.

При одноэтапных техниках этап с установкой данного элемента чаще пропускают. В данных случаях обычно применяют однокомпонентные импланты, которые сразу нагружают протезом. Если используются двухкомпонентные модели, а установка временного протеза выполняется на 3 день, имплантолог иногда устанавливает супраструктуру, чтобы сохранить десневой край.

Это особенно актуально, если речь идет о восстановлении передних зубов. Здесь внимание больше уделяется эстетике, а добиться красивой улыбки без использования этой супраструктуры почти невозможно.

Что это такое?

Формирователь десны — миниатюрный титановый цилиндр с винтовой ножкой, идентичный по размеру будущему абатменту. Благодаря мелкой резьбе, супраструктура надежно крепится на имплантат. После установки формирователя десны, вокруг него начинают расти мягкие ткани, образуя ровный, красивый контур.

формирователь десны ROOTT

Формирователь часто путают с абатментом. На самом деле, функции этих элементов различны:

• Абатмент – это переходник между корневой частью импланта и протезом. Нужен для надежного крепления ортопедической конструкции на титановый корень, устанавливается после того, как формирующая супроструктура выполнит свою задачу по восстановлению анатомической формы десны.
  • Формирователь – временная конструкция, которую используют, чтобы вокруг импланта образовался правильный, ровный десневой контур.

Элемент может устанавливаться сразу после внедрения импланта в челюстную кость, либо через 3-6 месяцев после операции (когда искусственный корень срастется с костной тканью).

Показания к установке

Челюстная кость в области отсутствующего зуба, перестает получать нужную нагрузку, постепенно начинает рассасываться. Ткани пародонта теряют упругость и проседают. Проседание мягких тканей – прямое показание к использованию формирующего компонента. Элемент подготавливает десну к установке протеза.

установка формирователя десны при имплантации

Вокруг детали формируется околозубный валик, дополнительно стабилизирующий имплант на период его остеоинтеграции. Врач держит процесс обрастания мягкими тканями под контролем, определяя время извлечения формирователя и установки абатмента.

Противопоказанием к формирующей супраструктуры являются:

• Острый пародонтит;
  • недостаточная первичная стабилизация искусственного зубного корня;
  • имплант сложно приживляется;
  • ухудшение самочувствия пациента после имплантации;
  • грипп, ОРЗ, ОРВИ.

После установки формирователя, высота и контур десневого края начинают восстанавливаться, формируется лунка под искусственную коронку, десневая ткань уплотняется.

Материалы и производители

При изготовлении имплантационных систем и вспомогательных изделий используют медицинский титан, нержавеющую сталь, другие металлические сплавы. Для установки во фронтальную зону есть модели из циркония, не просвечивающие сквозь ткани десны. Производители предлагают разные модели формирователей. Врач подбирает вариант, соответственно клинической ситуации. В основе классификации лежит форма, размер и вид детали. В линейке есть стандартные, узкие, широкие модели.

Стандартные применяют в случаях, предусматривающих транслингвальный способ вмешательства. На поверхность элемента нанесены маркеры, позволяющие проконтролировать уровень обрастания мягкой ткани. Если диаметр протезной конструкции больше 5 мм применяют широкие модели, если меньше 5 мм — узкие.

Наиболее известные производители имплантационных систем и компонентов к ним:

Разумеется, список не ограничивается перечисленными брендами. Для хорошего результата рекомендуется устанавливать импланты и вспомогательные компоненты одного производителя. В нашей клинике стоимость формирователя включена в стоимость импланта.

Сеть клиник РУТТ в Москве использует швейцарские имплантационные системы и супраструктуры ROOTT производства Trate AG. Все компоненты изготовлены из титана одной марки, идеально сочетаются за счет точного размера. Это универсальная, надежная имплантационная система, эффективность которой научно обоснована.

Как ставят формирователь десны

Благодаря резьбе, имплантолог просто ввинчивает формирующий цилиндр в искусственный корень. Этапы установки формирователей на импланты зависят от применяемого протокола.

Установка формирующего компонента при двухэтапном методе

• конструкция устанавливается через 3 (на нижнюю челюсть) или 6 (на верхнюю) месяцев после вживления имплантов;
  • врач делает небольшой разрез в области импланта, удаляет заглушку, а вместо нее вкручивает формирователь десны;
  • спустя 2-3 недели (время для правильного обрастания тканей) элемент удаляют. Вместо него вкручивается абатмент, на который фиксируют изготовленный по слепку протез.

Как устанавливают формирователь десны после имплантации при одноэтапных технологиях

Процедура занимает один этап — врач малоинвазивным методом вживляет имплант с абатментом, на который сразу или через 2-3 дня фиксируется адаптационная ортопедическая система. Мягкие ткани обрастают вокруг искусственного корня. Имплантологи считают, что при одномоментной имплантации можно обойтись без формирователя, поскольку эстетика десневого контура полностью сохраняется.

Если врач все сделал правильно, а пациент тщательно соблюдает рекомендации относительно ухода, никаких осложнений не возникнет.

Рекомендации по послеоперационному уходу

• избегать твердой пищи неделю после вмешательства;
  • воздерживаться от слишком горячих или холодных блюд;
  • полоскать рот антисептиками, травяными отварами, которые рекомендовал имплантолог;
  • принимать лекарственные препараты, выписанные врачом;
  • отказаться от курения до полного заживления тканей.

Возможные осложнения

Самая частая жалоба после установки супраструктуры – боль в десне. В течение первых 2-х суток после вмешательства, болезненность проходит. Если боль после установки формирователя десны сохраняется больше недели, при этом ее интенсивность нарастает, нужно срочно обратиться к врачу. Вероятные причины боли:

• врач сильно затянул компонент, что привело к сдавливанию мягких тканей или повреждению кости;
  • болит десна после установки формирователя десны из-за плохой гигиены, что вызвало воспалительный процесс;
  • конструкция установлена ниже слизистой;
  • неправильно подобран размер элемента.
Последние ситуации возникают из-за некорректного подбора модели по высоте. Избежать осложнений позволит обращение к опытному врачу, соблюдение рекомендаций относительно послеоперационного ухода за ротовой полостью.

Сколько времени формируется десневой край

Формирование красивого десневого контура занимает 2-4 недели. Это зависит от особенностей организма. Компонент используют, пока не образуется равномерный край мягкой ткани вокруг импланта. Снятие формирователя десны простая процедура – врач ключом выкручивает компонент из импланта, а на его место фиксирует абатмент.

Что делать если формирователь выпал

Иногда случается, элемент выкручивается, выпадает из имплантата. Правильно установленный элемент, выступает над слизистой всего на 1,5-2 мм. Основная причина выпадения супраструктуры — несоответствующее усилие закручивания или повышенная рыхлость кости, из-за чего компонент расшатался и не держится в импланте. Если выпал формирователь десны из импланта, нужно без промедления обратиться к врачу. Его длительное отсутствие приведет к зарастанию лунки, потребуется снова вскрывать слизистую.

Стоимость формирователя десны входит в стоимость импланта.