Травмы зубов - виды и методы лечения

Травма зуба – это нарушение его целостности, повреждение окружающих тканей, изменение положения в челюсти. Чаще всего они встречаются у детей. Подвижные игры, занятия спортом, разгрызание твердых предметов – любая активность может привести к повреждению зубов. Травмы принято разделять на острые и хронические. Острые возникают при внезапном сильном воздействии на зубы в результате удара при занятиях спортом, падении, аварии. Часто сочетаются с челюстными травмами.

Разгрызание твердых предметов, вредные привычки, осложнения некариозных поражений тканей, медицинские ошибки являются причиной хронических травм.

Виды травм

Травматические повреждения зубов различают по месту получения. Они бывают бытовые (домашние), дорожные (автомобильные), спортивные.

В стоматологии применяют разные классификации травм – по Эллису, по ВОЗ, по Грошикову. В детской стоматологии чаще всего используют систему МКБ-С, во взрослой -МКБ-С и ту, что рекомендует Всемирная организация здравоохранения. В любой классификации выделяют переломы, вывихи и ушибы.

Перелом

По степени тяжести различают переломы эмали, корня, коронки без повреждения и с повреждением пульпы, множественные переломы.

виды переломов зубов

А - скол эмали, Б - перелом в пределах эмали и дентина, В - задета пульпа, Г - полный перелом коронки

Если пульпа не затронута, то пациенты редко жалуются на боли, их больше беспокоит эстетическая сторона. Изредка возникает боль при нажатии. Это отмечает и стоматолог во время осмотра.

Для диагностики нужны снимки, часто с нескольких проекций, чтобы определить место расположения и убедиться, что не началось воспаление.

Повреждения эмали покрывают фторсодержащими гелями, композитным материалом:

методы наращивания эмали

При переломе коронки используют один из методов наращивания зубов.

Если повреждена пульпа, проводят эндодонтическое лечение, очищают пульповую камеру, закрывают каналы, а затем проводят реставрацию. Иногда разрыв пульпы сопровождается потемнением твердых тканей, в этом случае эндодонтическое лечение сочетают с отбеливанием.

При переломе корня стоматолог создает условия для того, чтобы между фрагментами образовалось минерализованное соединение. Зуб шинируют, чтобы он был неподвижным. Пациента просят есть только мягкую пищу. Когда все фрагменты срастаются, шину убирают. Это лечение возможно только при “живой” пульпе. В случае, когда пульпа пострадала, каналы закрывают гуттаперчей или гидроокисью кальция, а затем зуб шинируют. Прогноз в этом случае менее благоприятный. Если перелом затронул более половины корня – зуб удаляют.

Вывих

При боковом или вертикальном ударе зуб может сместиться внутри лунки. При этом страдают связки, которые удерживают его в челюсти. В таком случае говорят о вывихе. Это самая распространенная травма постоянных зубов. Различают вывихи:

• полный;
  • неполный;
  • вколоченный.

типы вывихов зуба

Получают вывих в результате удара, ушиба, механического повреждения (открывание бутылок, перекусывание проволоки), агрессивного удаления соседнего зуба.

Неполный вывих сопровождается жалобами на боль при жевании, накусывании, кровоточивостью. Иногда смешение видно невооруженным глазом.

Лечение заключается в том, что зуб возвращают на место. Такая процедура называется репозицией. Ее необходимо провести не позднее двух часов после вывиха, чтобы сохранить пульпу. Затем на зуб накладывают шину.

Вколоченный вывих заключается в том, что зуб уходит внутрь десны, разрушая костную ткань. Диагностировать можно по виду – коронка едва виднеется, она намного короче соседних. Этот вид вывиха опасен тем, что при повреждении передних зубов верхней челюсти, они могут проникнуть в носовую полость.

Лечение состоит из нескольких этапов. Сначала зуб возвращают на место, затем его шинируют шиной-скобой или каппой. Проверяют жива ли пульпа. Если пульпа жизнеспособна, то следующий этап пропускают. Если пульпу повреждена, ее удаляют, каналы пломбируют. Если ребенок вывихнул молочный зуб, то какое-то время ему дают, чтоб он прорезался обратно. Если этого не происходит, проводят обычное лечение.

шинирование зубов

При полном вывихе зуб выпадает из лунки. Важно быстро попасть к врачу, который удалит пульпу, запломбирует каналы, а затем возвращает зуб на место и фиксирует его. Если врач проделал все манипуляции в течение 30 минут после травмы, то прогноз благоприятный, зуб может прослужить много лет. Если времени прошло больше, резорбцию корня можно только задержать, но не предотвратить. Зуб до встречи со стоматологом лучше держать во рту, за щекой или в емкости с молоком.

Ушиб

От вывиха ушиб отличается тем, что смещения не происходит. Зуб остается на месте, но окружающие ткани страдают. Особенно часто встречается ушиб передних зубов. Симптомом является боль при прикосновении к зубу языка, щетки, пищи. Зубы шатаются, ноют.

ушиб зуба

Диагностика затруднена, снимок не показывает изменений, но пульпа может не реагировать на раздражители. Принимают во внимание наличие травмы, шатание зубов, болезненность при прикосновении.

Основное лечение заключается в том, чтобы обеспечить неподвижность сроком не меньше месяца. Если при ушибе зуба произошло кровоизлияние, и он начинает чернеть, то проводят внутриканальное отбеливание и эндодонтическое лечение. На все время лечения твердую пищу из диеты исключают. Молочный зуб сошлифовывают, чтобы исключить контакт с антагонистом. На постоянных такую процедуру не проводят.

Что делать при повреждении зубов

В любом случае, лучше всего сразу обратиться в клинику. Но как срочно, зависит от вида травмы. Если зуб выпал из лунки, ждать приема “у своего” стоматолога нельзя. Сохранить его получится только, если вставить обратно как можно быстрее. Лучше в течение 30 минут, но никак не позже 2-х часов.

В остальных случаях, записаться на прием нужно не откладывая, ведь если пострадала пульпа, может развиться воспалительный процесс, который приведет к потере зуба.

Иногда, при травме молочных зубов, родители не торопятся на прием, считая, что молочные зубы не так важны. Нужно помнить, что корни молочных зубов находятся близко к зачаткам постоянных. Чтобы последствия травмы не перешли на них, нужно лечить молочные зубы вовремя.

Соблюдение рекомендаций врача сокращают сроки восстановления после дентальной травмы. На весь период реабилитации нужно исключить занятия спортом, тщательно выполнять гигиенические процедуры и есть только разрешенную пищу.

Профилактика травматических повреждений зубов

Чаще всего, повреждение зубов наблюдается у детей и подростков. Самый эффективный способ их предотвратить – не оставлять маленьких детей без присмотра. Для тех, кто занимается активными видами спорта, необходимо обеспечить защитную экипировку. Шлемы, маски, каппы значительно снижают риск травм и предупреждают повреждение передних зубов.

Своевременно лечение аномалий прикуса тоже относится к профилактическим мероприятиям. Риск повреждений у пациентов с неправильным прикусом гораздо выше.

Стоматологи рекомендуют соблюдать самые простые правила: не грызть орехи, не открывать бутылки зубами, соблюдать правила дорожного движения, использовать защиту во время тренировок, исправить прикус.

Лечение травмы зуба гораздо продолжительнее и дороже, чем ее профилактика.