Гнилые зубы - все о причинах и вариантах лечения

По статистике, 98% процентов людей боятся визитов к стоматологу. Как следствие, решение проблем с зубами откладываются до последнего, пока однажды мы не обнаруживаем, что зуб сгнил. Тогда уж визит к врачу неизбежен, но и работа предстоит большая.

Вопреки распространенному мнению, гнилые зубы появляются не только в результате плохой гигиены.

Причины гниения зубов

Да, мы все знаем, что зубы нужно чистить 2 раза в день, обязательно пользоваться зубной нитью и посещать стоматолога 2 раза в год. Многие пациенты следуют этим рекомендациям, а зубы у них все равно портятся и гниют. Плохая гигиена, не единственная причина по которой зубы портятся. Есть и другие факторы:

• заболевания десен провоцируют размножение бактерий, которые в буквальном смысле прогрызают эмаль и разрушают ткани зуба;
  • генетика играет роль в способности зубов сопротивляться патогенным факторам;
  • неблагоприятная экологическая среда приводит к тому, что в промышленных районах проблем с зубами больше, чем в местах, где нет заводов и фабрик;
  • качество воды напрямую сказывается на зубах. Низкое содержание полезных минералов (фтор, кальций), высокое содержание солей тяжелых металлов может разрушать зубы, несмотря на гигиену;
  • плохие привычки. У курильщиков зубы хуже, чем у некурящих и лечение проходит тяжелее;
  • общие заболевания, например, проблемы с ЖКТ, отрицательно влияют на состояние зубов;
  • преобладание в диете углеводов, а также твердые, травмирующие десны и эмаль, продукты питания приводят к разрушению зубов.

кариес передних и жевательных зубов

Чтобы понять, почему гниют зубы, нужно пройти обследование. Не стоит удивляться, если врач просит сдать анализы или сделать УЗИ. Лечение зубов требует комплексного подхода и диагностика важна, как никогда. Узнав, из-за чего гниют зубы, врач назначит адекватное лечение.

Симптомы

Боль в зубах появляется не сразу, поэтому к врачу обращаются, когда зуб уже сильно пострадал. Чтобы вовремя принять меры, лучше обратится к стоматологу при первых признаках проблемы.

Запишитесь на прием, если вы испытываете:

• неприятные ощущения при чистке;
  • реагируете на холодное-горячее, сладкое-кислое;
  • ощущаете гнилостный запах изо рта;
  • заметили пятна на эмали;
  • появились болевые ощущения.

Стадии

Кариес, как тайный агент, начинает действовать исподтишка и может не давать о себе знать годами. Его начальная стадия называется «стадия белого пятна». Ну как разглядеть белое на белом? Вот почему важно посещать стоматолога регулярно - специалист выделит белое пятно на фоне эмали и вовремя вылечит кариес. А если запустить, то болезнь переходит на следующий уровень:

• Поверхностный. Эмаль еще цела, но в районе пятна становится шершавой. Пятно углубляется. Зуб начинает реагировать на холодное-горячее.
  • Средний. Кариес проникает до дентина, но тот не дает выхода к пульпе. Испорченный зуб реагирует на температурные, механические, химические раздражители. Но боль не постоянная, проходит быстро.
  • Глубокий. Боль резкая при прикосновении, но постепенно стихает. Кариозная полость видна невооруженным глазом.

стадии гниения зубов

Чем опасны непролеченные зубы

Если не пролечить кариес вовремя, воспаление проникает в пульпу и начинается пульпит. Который, в свою очередь, приводит к периодонтиту. Лечение этих осложнений занимает долгое время и не всегда бывает результативным. Успех в лечении гнилых зубов тем выше, чем раньше оно начинается. К тому же, инфекция из ротовой полости легко проникает внутрь организма, повышая риск воспалительных заболеваний разной этиологии, проблем с желудком.

Группы риска

От гнилых зубов никто не застрахован, но есть люди, которые страдают от них больше других. Как ни странно, но в одну из этих групп входят дети. У 70% детей до 10 лет есть испорченные зубы, к 16 годам показатели достигают 80%.

Почему гниют зубы у детей

У детей состав слюны не такой, как у взрослых. Ее антибактериальные свойства низкие, в теплой, влажной среде микробы быстро размножаются. Заболевание не только часто встречается, оно быстро прогрессирует. Распространяется кариес в ширину и глубину. Одиночные явления редки, обычно поражаются сразу несколько зубов. Для детей своевременное выявление и лечение проблемных зубов имеет особое значение. Гнилые зубы могут стать причиной:

• пульпита и периодонтита;
  • аномалий прикуса;
  • потере молочных и постоянных зубов;
  • воспалений челюстно-лицевого аппарата.

кариес зубов у детей

Плохие зубы влияют на социальную адаптацию детей, приводят к психологическим проблемам.

Профилактикой служат гигиенические процедуры, ограничения сладкого, сбалансированное питание и регулярные осмотры стоматолога.

Зубы и беременность

Мы выяснили, почему гниют зубы у детей. Есть еще одна группа людей особенно подвержена риску гниения зубов. Это беременные женщины. Некоторые ученые относят беременность к иммунодефицитным состояниям – настолько сопротивляемость организма к патогенам падает. Немудрено, что во время беременности обостряются общие болезни и начинаются проблемы с зубами. Повышенное содержание гормонов в организме снижает барьерную способность эпителия, микроорганизмы легче проникают в десну и начинают размножаться.

Уберечь зубы поможет:

• рациональный и сбалансированный режим питания;
  • мультивитаминные комплексы;
  • профессиональная гигиена рта;
  • ванночки из лекарственных трав;
  • аппликации с кальцием и фосфатами.

Что делать, если зуб сгнил

Еще совсем недавно единственным решением проблемы было удаление. Сегодня стоматологическая наука предлагает разные методы и техники восстановления зубов.

Метод воздействия зависит от конкретного случая. Имеет значение глубина поражения, его площадь, стадия заболевания и степень разрушения.

Лечение на начальной стадии

На стадии пятна можно обойтись без бормашины, ведь именно она больше всего пугает и заставляет тянуть с визитом к врачу.

Применяют:

• Озоновую терапию. Обработка озоном уничтожает бактерии, а специальные препараты восстанавливают эмаль.
  • Лазер тоже уничтожает бактерии, при этом не нагревает ткани и служит хорошей профилактикой для болезней десен.
  • Инфильтрационная обработка.

лечение зубов лазером и озоном

Химический состав уничтожает бактерии, а инфильтрационный материал «запечатывает» поры эмали, не дает патогенам проникать внутрь.

Лечение на средней и тяжелой стадии

Если болезнь запущена, стоматолог все равно постарается спасти зуб. При этом без бормашины уже не обойтись. После обследования, врач принимает решение, как лечить сгнивший зуб. Но общие принципы одни и те же: после введения анестезии, все отмершие ткани удаляют, полость дезинфицируют и ставят пломбу.

Если сгнила коронка зуба, но корень сохранился, после лечение зуб готовят к протезированию, используя:

• Вкладки под культю. Они заменяют разрушенную ткань зуба. Изготавливают вкладки из циркония, керамики, драгоценных металлов. Одну часть вкладки вставляют в зубной канал, а на другую надевают коронку.
  • Штифты. Штифт – это стержень, который вставляют в зубной канал, а сверху устанавливают коронку. Изготавливают их из металла или стекловолокна.

культевые вкладки и зубные штифты

Современное протезирование - это огромное разнообразие материалов. Коронки изготовляют из традиционных материалов: металлов и металлокерамики, композитов, циркониевых сплавов, современных безметалловых составов.

Имплантация – решение для запущенных случаев

Увы, если сгнил корень зуба, то единственным решением будет удаление. Но и тут стоматологи предлагают метод, который поможет восстановить сгнивший зуб - имплантацию. Имплант остановит потерю костной ткани, предотвратит расшатывание и наклоны соседних зубов, восстановит улыбку. Метод немедленной нагрузки предусматривает установку имплантата сразу после удаления зуба. Не надо ждать, пока лунка заживет и жевать можно практически сразу.

имплантация зубов под ключ в клинике Roott

Зуб мудрости – особый случай

Третьи моляры доставляют много хлопот: прорезываются поздно, часто не до конца. Под краем десны скапливается пища, размножаются бактерии. Добраться до них сложно, поэтому когда зуб мудрости сгнил, в большинстве случаев его удаляют. Однако, грамотный специалист всегда рассматривает ситуацию в целом и решение принимает, учитывая все факторы.

Профилактика

Ежедневная гигиена зубов имеет огромное значение в профилактике кариеса. Но просто чистить зубы недостаточно. В 90% случаев причиной почему зубы начали гнить, является скопление пищи в межзубном пространстве. Щетка не в состоянии его хорошо очистить. Стоматологи не устают повторять, как важно применять зубную нить. Ежедневное использование флосса снижает риск кариеса вполовину.

Врачи также рекомендуют:

• Профессиональную чистку зубов на регулярной основе. Отсутствие налета ограничивает среду обитания микробов.
  • Фторирование. Ионы фтора взаимодействуют с тканями зуба, укрепляют его эмаль.
  • Реминерализация. Крепкая эмаль представляет непреодолимый барьер для бактерий. Насыщение эмали минералами – отличная профилактика гниения зубов.
  • Герметизация. Покрытие фиссур, бороздок на эмали, специальным герметиков предотвращает скопление пищи, останавливает развитие микробных колоний.

Устранение причин из-за чего гниют зубы, профилактическое укрепление эмали, здоровые привычки помогут сохранить улыбку надолго.