Заеда в уголках рта

Воспаление слизистой оболочки рта, которое локализуется в уголках губ, называют по-разному. Стоматологи ставят диагноз ангулярный хейлит, ангулит, ангулярный стоматит, а в народе такое воспаление называют “заеда”.

Вызывают заболевание стрептококки или грибы рода кандида. Они постоянно присутствуют в полости рта, но не представляют опасности для здорового организма. В случаях, когда иммунитет снижается, начинается повышенное размножение микроорганизмов. Нарушается питание тканей и в уголках губ возникают микротрещинки. В них проникают патогены, трещины становятся больше, развивается ангулит.

Заеда может быть симптомом серьезных патологий: диабета 1-го и 2-го типа, ВИЧ, серьезных заболеваний ЖКТ, кожных блезней.

Причины

Ангулярный хейлит может быть первичным и вторичным. В первом случае его рассматривают как самостоятельное заболевание, а во втором – как проявление другой патологии.

Поэтому список причин ангулита обширный. Он включает:

• травмы слизистой из-за неудачного протезирования;
  • аномальный прикус;
  • лечение брекетами;
  • инфекции (общие и полости рта);
  • ксеростомия (сухость во рту);
  • авитаминоз и недостаток минеральных веществ (цинка, железа);
  • аллергены в косметике, зубной пасте, жевательной резинке;
  • заболевания ЖКТ;
  • диабет 1 и 2-го типа;
  • кожные заболевания (псориаз, дерматит);
  • иммунодефициты;
  • инфекционные болезни (сифилис, туберкулез).

Заеда в уголках рта нередко встречается у пожилых людей и детей. У возрастных пациентов, это связано с потерей зубов, постоянным ношением протезов, часто изношенных. С возрастом меняется анатомия лица: уголки губ опускаются, челюсть западает. Слюна скапливается в уголках рта. Происходит мацерация, растворение межклеточного вещества в результате постоянного смачивания.

Мацерация – обычная причина заед у детей. Кожа вокруг рта у них постоянно увлажнена, сначала из-за слабости круговой мышцы рта, в результате чего слюна вытекает и скапливается в уголках губ. У детей постарше, к ангулиту приводят вредные привычки в виде закусывания губы или частого ее облизывания. Способствуют мацерации и постоянное сосание конфет, типа чупа-чупсов. Рот в это время полуоткрыт, слюна вытекает, увлажняя кожу.

Заеды нередки у курильщиков. Это обусловлено отчасти постоянной сухостью рта, а отчасти – раздражающим действием смол и дегтя.

Симптомы

Проявление заболевания зависит от его вида. Обычно выделяют аллергический, стрептоккоковый, кандидозный, травматический, послеоперационный ангулит.

Для всех видов ангуляцонного хейлита характерны:

• покраснение покровов;
  • чувство жжения, которое усиливается при открывании рта;
  • возникновение трещинок, которые долго не заживают;
  • болезненные ощущения во время еды;
  • эрозии слизистых.

Аллергический ангулит сопровождается зудом, раздражением, шелушением кожи.

При микробном поражении, сначала появляются мелкие пузырьки. Они быстро (через несколько часов) лопаются. На этом месте возникает корочка. При стрептококковом ангулите она желтоватая, при кандидозном – грязно-белая. Бактериальные возбудители вызывают увеличение лимфатических узлов. Основным симптомом являются ранки в уголках рта.

К какому врачу обратиться?

Хотя ангулярный хейлит – это стоматологическое заболевание, в случае с заедами, важную роль играет причина. Вторичные ангулиты нуждаются в лечении у врача узкого профиля. Чтобы провести дифференцированную диагностику, в случае появления трещин на губах нужно записаться на прием к одному из специалистов:

• стоматологу;
  • педиатру;
  • дерматологу.

После обследование станет ясно, нужны ли консультации других врачей: иммунолога, инфекциониста, эндокринолога, аллерголога, гастроэнтеролога.

Диагностика

Сбор анамнеза помогает врачу провести дифференциальную диагностику. Так, длительные стоматологические манипуляции в недавнем времени могут свидетельствовать о послеоперационной форме ангулита. Наличие аллергических реакций в прошлом, позволит заподозрить аллергическую заеду.

Вторичный ангулит свидетельствует о наличии системных заболеваний. Эта информация также помогает в дифференциации ангулита от других болезней..

Лабораторные исследования при заеде – основной способ постановки диагноза. Врач берет соскоб со слизистой и отправляет его в лабораторию. Там определяют патогенную флору и в соответствии с этим назначают лечение.

Лечение

Специфическое вмешательство зависит от причины, приведшей к заеде. Лечение, однако, включает общие для всех проявлений методы:

• устранение раздражающего фактора;
    Это может быть косметика, плохая привычка, неудачный протез.
  • санация полости рта;
    Источником патогенов также служат кариозные поражения. Зубы рекомендуется пролечить.
  • профессиональная гигиена;
    Зубной налет является рассадником бактерий. Поэтому при любом стоматологическом заболевании нужно его удалить. Сделать это можно лазером, ультразвуком или методом AirFlow.
  • изменения рациона;
    Врачи рекомендуют отказаться от острых, кислых, жгучих продуктов питания,

Большое значение в лечении заеды играет тщательная гигиена полости рта, полноценное питание, здоровый образ жизни.

Местное лечение

При ангулите рекомендуется использование:

• антисептических средств;
  • антибактериальных гелей;
  • противогрибковых мазей;
  • средств, ускоряющих заживление слизистых;
  • препаратов, повышающих иммунитет ротовой полости.

Профилактика

Заеда на губах доставляет дискомфорт и снижает качество жизни. Чтобы не допустить появления трещин, медики советуют:

• регулярно проводить гигиену полости рта;
    Часть бактерий смывается слюной, но основная масса счищается зубной щеткой. Важно также удалять остатки пищи из межзубных промежутков. Делать это можно зубной нитью или ирригатором.
  • избегать дефицита витаминов и минералов. Ограничительные диеты (безглютеновая, веганская) снижают поступление полезных веществ в организм. Необходимо поддерживать уровень витаминов с помощью БАДов и витаминных комплексов.
  • проходить профилактические осмотры у стоматолога 2 раза в год;
    Регулярные визиты помогают вовремя выявить патологии полости рта и не допустить заедов.

Мнение врача

Прогноз лечения заеды благоприятный. Симптомы исчезают за 5-7 дней. Однако, появление трещин в уголках губ может свидетельствовать о системных нарушениях. Не занимайтесь самолечением, пройдите обследование у врача.